Малоярославец - город двух побед

Слово руководителя проекта

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года городу Малоярославцу было присвоено почетное звание Российской Федерации «Город воинской славы», поскольку именно Малоярославецкое сражение русских войск под командованием М.И. Кутузова с армией Наполеона принесло славную победу России в Отечественной войне 1812 года. Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь принял самое деятельное участие в организации подготовительных мероприятий и присуждении городу этого высокого статуса.

Победа под Малоярославцем стала решающей в войне 1812 года, но о ней мало знают в России — она не представлена достойно своего значения ни в одном музее страны. Свято-Никольский Черноостровский монастырь сам является историческим памятником, связанным с войной 1812 года, так как последнее и решающее сражение фактически проходило на территории монастыря, и он был заново отстроен в память и благодарность за победу в войне 1812 года.

Находясь в таком победоносном городе, с которым связана память как переломного победоносного сражения в Отечественной войне 1812 года, так и ставшей переломным моментом победы на Ильинских рубежах близ Малоярославца, монастырь не мог не отдать должное этой исторической памяти.

В широкой культурно-просветительской деятельности монастыря организация данного музея имеет огромное значение. Музей планируется как центр культурного и духовного развития малоярославчан и жителей других городов и регионов РФ, а также как одна из площадок для различных культурно-просветительских, научных и духовных мероприятий, организуемых Свято-Никольским Черноостровским женским монастырем.

Интерактивный музей – это пространство диалога, причем многостороннего, в котором в качестве участников могут выступать и посетители, и музейные работники, и люди другой эпохи со своим духовным мировоззрением, отличающимся от нашего. Для того чтобы сделать музей привлекательным для молодежи, к его созданию привлекаются специалисты по компьютерной технике, технологиям виртуальной реальности, художники-дизайнеры, архитекторы, режиссеры, сценаристы, педагоги из России и Словении, в том числе и люди, известные всей Европе. Целевой аудиторией музея являются школьники, студенты и молодежь в целом, паломники и специалисты ― музейные работники, историки, педагоги, специалисты по медиатехнологиям. Музею еще предстоит работа, так как представленное в нем содержание является предметом искусства, хоть и технического, и оно требует значительного времени на создание и совершенствование.

Музей должен способствовать сохранению ценностей ―материальных и духовных. Про материальные ценности более понятно: в стеклянных витринах и на стенах музея находятся произведения искусства, предметы быта, оружие, одежда и т.д. Мы храним и сами материальные предметы, представляющие какую-то историческую или художественную ценность. Однако, с духовными ценностями сложнее. Как музей может способствовать их сохранению? В первую очередь, как мы считаем, именно через организацию интерактивных форм работы с посетителями ― квесты, исторические балы, конференции, круглые столы… Наш музей направлен на то, чтобы мы постарались в нашем городе, в нашей стране, в нашем мире сохранять такие духовные ценности, которые в православии принято называть добродетелями.

Герои Малоярославецкого сражения, герои Отечественной войны 1812 года, герои Великой Отечественной войны, новомученники и исповедники Российские, подвижники благочестия, просиявшие в Малоярославце и на Калужской земле ―все они обладали этими духовными ценностями, этими добродетелями. Это мужество, храбрость, благородство, в том числе по отношению к врагу, истинная вера в Бога, самоотверженность, любовь к ближнему. На монастырь как создатель интерактивного музея будет прикладывать все возможные усилия, чтобы и в музейной экспозиции, и в рамках различных мероприятий как можно больше людей, в первую очередь молодежи, детей смогли больше узнать про эти духовные ценности, эти добродетели, понять их значение, увидеть, что как они важны для всех нас. Важны и потому, что они делают наш мир прекраснее, и еще более важны, потому что через приобретение этих ценностей, или говоря языком православной аскетики, стяжание этих добродетелей можно угодить Богу, и войти в жизнь вечную.