Малоярославец - город двух побед

Монастырь

Свято – Никольский Черноостровский женский монастырь расположен на окраине г. Малоярославец Калужской области.

В прежние времена возвышенное место, занимаемое монастырем, было окружено с трех сторон рвами и покрыто высоким черным лесом, отчего и именовалось Черным островом. Поэтому и сам монастырь получил название Черноостровского, а по расположенному на нем храму Святителя Николая ― Никольского. На месте этого храма воздвигнут величественный Никольский собор. Он является не только «памятником архитектуры ХIХ в.», как гласит мраморная табличка перед входом, но и символом непобедимости русского православного духа в борьбе со злом, какие бы формы оно ни принимало: масонского наполеоновского нашествия, гитлеровского фашизма или советского безбожия. Но война со злом продолжается пока жив христианин, только поле боя – это уже его собственное сердце. А в стенах монастырей эта война особенно напряженная.

Рядом, за белыми ажурными кирпичными стенами монастыря расположен Иванов луг – историческое место великих сражений. В теплое время года он часто покрыт пеленой тумана. Когда смотришь на виднеющиеся из-под нее деревья, кажется, что землю видишь с неба, сквозь облака, и думаешь о справедливости слов, что монастырь – это кусочек неба на земле.

Каждый, кто приходит в обитель, ощущает что-то особое, как будто попадает в другую жизнь, – ощущает присутствие Живого Бога.

ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ

Гора, на которой высится храм сей… упитанная кровию многих защитников Православной отчизны… над которой у лика Спасителя, как бы над Вифлеемом, впервые возсияла звезда спасения России… – достойна того, чтобы к ней обращены были сердца Русских, дышащие благочестивым патриотизмом. Архимандрит Леонид (Кавелин)

Нам не известна точная дата основания монастыря, но из предания мы узнаем, что в ХIV в. удельные князья Оболенские построили в Малоярославце церковь во имя Святителя Николая. Обитель была основана позже – в начале ХVI столетия. В ХVII – ХVIII вв. монастырь населяло всего несколько человек братии, которые имели пропитание лишь от монастырской земли. В те времена монастрырь был в положении заштатного, т.е. находился исключительно на самообеспечении. И в результате был упразднен за неимением средств к существованию.

Возрождение обители тесно связано с именем купца Терентия Елизаровича Целибеева. В 1791 г. он и его племянница Наталья Веневцова обратились в Священный Синод с просьбой возобновить упраздненный монастырь. Городские жители тоже внесли свою лепту — вернули, отданные городу монастырскую землю, рощу и мельницу. Первое время строительство обители шло медленно, а штатное число братий составляло только четыре человека.

В 1809 г., по желанию насельников монастыря и просьбе купца Т. Е. Целибеева, строителем обители был избран иеромонах Макарий (Фомин) из Оптиной пустыни. Он принял монастырь в печальном, полуразрушенном виде. И «ревностно, но не самонадеянно занялся устроением обители» (Л. Кавелин).

Уже через год были поправлены обветшавшая церковь, колокольня, ограда, кельи, трапезная, амбары, гостиный двор, погреба, конюшня, скотный двор. Отец Макарий решился построить новую церковь. Для этого нужно было сломать старую, так как другого места, подходящего для постройки храма, не было. Чтобы не прерывать богослужения, в обители была возведена церковь в виде придела в честь Святой великомученицы Параскевы. Но вскоре началась война с французами, которая и прервала все работы.

Однако Малоярославецкому монастырю суждено было стать символом непоколебимой духовной крепости и памятником великой победы над врагом.

МАЛОЯРОСЛАВЕЦКОЕ СРАЖЕНИЕ В ИСТОРИИ МОНАСТЫРЯ

Под стенами монастыря 12 октября 1812 г. произошло сражение с войсками Наполеона, которое решило судьбу не только России, но и Европы. Битва была очень жестокой. В течение 18-ти часов горящий Малоярославец, как и сам монастырь, восемь раз переходил из рук в руки. Уцелело только 20 домов. Именно после Малоярославецкой битвы Наполеон был вынужден принять решение об отступлении назад по Гжатской дороге, которая была им же самим и разорена.

Устное предание сохранило рассказы очевидцев о чудесах, происходивших во время битвы. Перед французским войском предстала Богородица и показала Наполеону своей рукой на север, в сторону Гжатской дороги. В  отступлении по этой дороге погибли остатки многотысячной наполеоновской армии зимой 1812 г. Об этом явлении упоминается в акафисте Калужскому образу Божией Матери.

Рассказывают также о том, что во время битвы русским воинам помогал старик на коне с огненным мечом в руках. При отступлении французы, увидев в одной из церквей образ святителя Николая, стали в панике кричать: «Этот старик выгнал нас из-под Малоярославца!».

Когда французы приблизились к городу, братия монастыря покинула обитель, уйдя в Калугу. В монастыре остался только диакон Вонифатий, которого позднее нашли убитым. Всю церковную утварь, иконы, ризницу отправили в г. Орел. Отец Макарий после получения известия о результате сражения, в лаптях и рясе, с одним послушником пришел из Калуги в Малоярославец. Все окрестности были усеяны мертвыми телами и трупами лошадей,  еще дымились сгоревшие строения, обитель была сожжена и разграблена. Но среди такого разгрома отца Макария ждало настоящее чудо: образ над вратами монастыря «Спас Нерукотворный» остался невредим, хотя все вокруг было испещрено ядрами и картечью.

По свидетельству иеромонаха Сергия, современника события, когда французы были уже в России, все советовали живописцу, писавшему лик, оставить свое дело, так как боялись, что «враг надругается над образом», но тот отвечал, что Господь поругаем не бывает. Надпись на образе: «Всяк уповаяй на Тя не постыдится» – подтвердила его слова. По возвращении в обитель архимандрит Макарий затеплил перед образом неугасимую лампаду и стал отпевать и хоронить погибших. В трех курганах-могилах было похоронено 8 тысяч только наших воинов.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ МОНАСТЫРЯ ПОСЛЕ НАШЕСТВИЯ НАПОЛЕОНА

Очень скоро после вражеского нашествия возобновились богослужения в полуразрушенной церкви Святой великомученицы Параскевы, а весной 1813 г. отец Макарий вновь приступил к восстановлению монастыря. Значительные средства для этого были выделены Священным Синодом. Не остался безучастным и сам император Александр I. Он повелел выдать из государственной казны 10 тысяч рублей для монастыря, «соделовшагося местом достославного поражения и победы». В 1814 году отошел ко Господу благотворитель обители Т.Е. Целибеев. Он оставил обители все свое движимое и недвижимое имущество. Жертвователями на строительство Никольского собора как памятника войны 1812 г. стали донские казаки во главе с участником Малоярославецкого сражения наказным атаманом генерал-лейтенантом Алексеем Иловайским и многие другие участники битвы.

В 1817 г. Никольский монастырь был введен в число штатных, то есть возвращен под опеку государства в память о победе, дарованной Господом под его стенами. От государя императора Николая Павловича, при содействии князя А.И. Галицына, была пожертвована «ризница на соборное служение монастыря». Внешнее обустройство обители было почти завершено при архимандрите Макарии, который отошел ко Господу 27 августа 1839 г. на 74-м году жизни и погребен под сводами Никольского собора рядом с могилой своего друга Т.Е. Целибеева.

ПЕРИОД ПРОЦВЕТАНИЯ МОНАСТЫРЯ

Организовывать внутреннее устройство монастыря по правилам опытных подвижников, по образцу лучших обителей русских выпало на долю преп. старца Оптинского Антония (Путилова), который был переведен в монастырь в 1840 г. из скитоначальников Оптиной пустыни. После пяти лет, проведенных в лесной глуши, и 18-ти лет скитского уединения, для него Малоярославец показался, как он сам сознавался, великою шумною столицею. И пока он был в силах, подавал братиям пример трудолюбия и неупустительного исполнения всех монастырских обязанностей.  Отец Антоний завел в монастыре такие же порядки, как в Оптинском скиту. При нем было завершено возведение Никольского собора, который был освящен 26 августа 1843 г. преосвященным Николаем, епископом Калужским и Боровским. Придел во имя Преображения Господня освящен 3 июля 1849 г. Тринадцать лет нес тяжкий крест игуменства, утружденный годами и болезнями Старец, и своими трудами и молитвами обустроил внутренний порядок обители. Преп. игумен Антоний, по своим многократным прошениям к калужским архиереям, сдал настоятельское начальство свое в Малоярославецком монастыре игумену Никодиму.

В 1860 году, по желанию участника сражения майора Ф.М. Максимова, над могилами воинов была построена часовня, освященная в честь Святого великомученика Георгия Победоносца. В день битвы 12 октября по предложению игумена Никодима был установлен крестный ход из монастыря и всех городских церквей к этой часовне для совершения панихиды по убиенным православным воинам.

Ежегодно и в наше время в этот день крестный ход проходит по центральным улицам города к памятнику в честь погибших воинов и служится лития.

В октябре 1862 г. архимандрит Никодим по своему прошению был уволен на покой. На его место настоятелем обители назначен иеромонах Пафнутий, бывший духовник Оптиной пустыни и начальник Предтеченского скита, который управлял монастырем до 1891 года.

В документах есть сведения, что в середине ХIХ в. в монастыре проходили перевоспитание преступники, на содержание которых выделялись деньги.

К началу XX в. монастырь полностью отстроен: был возведен двухэтажный братский корпус и выстроена гостиница на месте сгоревшей в 1868 году, восстановлены и другие постройки.

В 1876 г. освящена церковь Всех Святых в нижнем этаже Никольского собора.

В монастыре имелся водопровод, собственная оранжерея, пруд с рыбными сажалками, небольшой кирпичный завод. Действовала церковно-приходская школа.

СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ МОНАСТЫРЯ

Но процветал Никольский монастырь недолго. После октябрьского переворота, 16 сентября 1918 г. на заседании Уездного Исполнительного комитета был принят проект национализации Никольского монастыря, предусматривающий принудительное изъятие из его собственности гостиницы, всего имущества, продовольствия, животных, продуктов питания. Последний настоятель обители архимандрит Илия по приказанию властей сделал опись монастырского имущества, из которой следовало, что монастырь владел богатейшим архивом и библиотекой. В настоящее время их судьба неизвестна. Бесследно пропали грамоты и акты XVII в., копии духовных завещаний, ценнейшие иконы, ризница, церковные сосуды и многое другое. Постепенно было разграблено имущество монастыря, все постройки к 1926 г. пришли в аварийное состояние. В середине 20-х годов обитель покинули последние монахи, а архимандрит Илия в 1948 г. нашел место своего последнего упокоения недалеко от монастыря – в ограде Покровской церкви в деревне Карижа.

В 1925 году, чтобы стереть монастырь с лица земли, Укомхоз принял решение разобрать все монастырские строения на кирпич. От полного разрушения обитель была спасена благодаря усилиям Н. П. Ильина, члена Калужского общества истории и древностей, заключенного за это впоследствии на некоторое время в тюрьму.

В июне 1930 г. на заседании ВКП(б) было принято решение разместить в монастыре педагогический техникум. Мало того, в апреле 1932 г. молодежь г. Малоярославца провела у монастырских стен антипасхальный карнавал.

В октябре 1939 г. в здании Никольского собора открылась экспозиция музея 1812 года. После Великой Отечественной войны музей разместили в здании бывшей часовни, а монастырь заселили жильцами. Позже на его территории размещались педагогический и библиотечный техникумы, шахматный клуб, художественная школа, строительные организации.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ОБИТЕЛИ

Если бы не десница Господня подкрепила меня, то, кажется, не в силах бы был и перенести всего того, что перенес… Редкий день проходил без слез и без болезненного воздыхания. Преп. Антоний Оптинский (из писем игумена малоярославецкого Никольского монастыря)

В 1991 году монатырь был передан Калужской Епархии и уже в сентябре преосвященный Климент архиепископ Калужский и Боровский совершил освящение престола в церкви Корсунской иконы Божией Матери, единственной уцелевшей после стольких лет запустения. Именно с этого в третий раз и началось возрождение обители. Однако на самом деле возрождение началось чуть позже – с молитв и трудов сестер монастыря.

Дело в том, что с 1993 года этот монастырь стал женским. Матушка – игумения пришла в монастырь с одной лишь послушницей в октябре 1992 г. Безрадостная картина открылась ее взору. Все здания монастыря (за исключением небольшого корпуса и приспособленной для богослужения Корсунской церкви, требовавшей ремонта) представляли собой руины и свалку. Средств на восстановление не было никаких ― в монастырской лавке было всего 92 рубля… Из уцелевших построек – только церковь Корсунской иконы Божией Матери да небольшой корпус. История повторяется ― картина разорения мало чем оличалась от той, которая предстала когда-то перед архимандритом Макарием после вражеского нашествия Наполеона. Но возрождение монастыря началось не со стен зданий, а с молитв, богослужений и внутреннего устроения жизни обители по образцу древних и строгих монастырских уставов.

Акафист небесному покровителю обители ― святителю Николаю неукоснительно читался в холодном, изуродованном руками святотатцев Никольском соборе, где гулял ветер и в рамы без стекол сыпал снег. Поразительно: вражеские французские пули не смогли повредить Пречистый Лик Спасителя над вратами обители, но руки своих же, русских, вернее, советских безбожников не дрогнули, стреляя в распятого Христа, изображенного над алтарем Преображения в Никольском соборе, оскверняя стены богохульными надписями, кощунствуя над ликами святых.

Но все же пророчески сказанные слова: «Господь поругаем не бывает» опять сбылись. Почти с первых дней в обитель люди стали приводить брошенных детей. И уже в 1994 г. в полуразрушенном еще монастыре по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был открыт приют для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, названный «Отрада» в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение».  Сестры понимали, что тот, кто нуждается в экстренной помощи, любви и тепле, не сможет ждать, пока будут созданы комфортные внешние условия. К своему монашескому подвигу взяли на себя и нелегкий труд воспитания и обучения беспризорных детей с тяжкой наследственностью и трудной судьбой.

Восстановление же разрушенных зданий пошло на удивление быстро: хотя и не было постоянных ктиторов и спонсоров, чудом находились средства, так что совершенно явной стала помощь небесного покровителя обители и заступника детей ― святителя Николая.

Сначала отремонтировали небольшой двухэтажный корпус напротив Корсунской церкви, в котором все и разместились. В 1994 г. был отреставрирован трапезный корпус на нижней территории монастыря, в том же году воздвигнуты кресты на всех куполах Никольского собора, а здание первой часовни у святых врат обустроено под детский приют.

В 1995 г. отремонтирован корпус архиерейской гостиницы. В августе этого же года, на праздник Преображения Господня, прошла первая служба в возобновленном храме Всех Святых. В 1996 г. отстроена просфорня; тем же летом построена и освящена деревянная купальня над источником Святителя Николая. В октябре 1996 г. сестры заселились в отремонтированный корпус, названный игуменским потому, что именно здесь находились игуменские покои преп. Антония Оптинского.

К 2000 г. полностью были закончены восстановительные работы в бывшем братском корпусе, названном Троицким.

Осенью 2003 г. воспитанницы детского приюта «Отрада» переехали жить в новый двухэтажный просторный корпус, а к Рождеству 2005 г. была построена новая трапезная для детей, в которой после воскресных и праздничных богослужений собираются все сестры, девочки приюта, гости и прихожане.

Если посмотреть на Свято-Никольский монастырь с высоты птичьего полета, то он покажется огромным белым кораблем. Монастырь и есть корабль, корабль Спасения, кормчий которого ― сам святитель Николай. Монастырский ансамбль сложился к началу XX в. Очень мало известно о том, как выглядела обитель в древности, так как несколько раз разрушалась или сгорала дотла. Идея основных построек, которые можно видеть сейчас, возникла уже в начале ХIХ в., когда монастырь восстанавливался после долгого периода запустения и активно строился после знаменитого Малоярославецкого сражения 1812 года.

ХРАМЫ

«Церковь – училище покаяния и примирения человека с Богом; для того здесь часто слышим вопль кающегося и смиренного грешника : Господи помилуй – это вопль кающегося; Подай Господи – это голос обнищавшего грехом: «Помози нам Господи, яко обнищахом зело, и скоро да предварят нас щедроты Твоя». «Завеса церковная в алтаре означает завесу покрывающую таинства, также завесу между настоящей и будущей жизнью, в которой много для нас сокрыто, завесу между небом и землей». Прав. Иоанн Кронштадский

Собор в честь святителя и чудотворца Николая был заложен в 1812 году настоятелем Макарием. В 1839 году установлен иконостас. Внутренняя отделка завершена при игумене Антонии, при архимандрите Никодиме собор отштукатурен снаружи. К Пасхе 1997 г. величественное здание Никольского собора после долгих лет разорения приобрело прежний вид, как до войны.

Хоры поддерживаются четырьмя колоннами с капителями коринфского ордена, и таким образом середина храма образует обширную ротонду. Над квадратом храма находится высокий цилиндрический барабан купола, освещенный восемью большими окнами с дугообразными перемычками. Между окнами ― пилястры, а над каждым окном ― рустики.

В 2008 году была произведена полная реставрация внутреннего убранства. Через год установлен каменный иконостас, лестница, выложен мраморный пол. На первом этаже, где престол освящен в честь святителя Николая, обновлены фрески 19 века, а на втором этаже, где престол освящен в честь Преображения Господнего, полностью современная роспись.

В Соборе проходят ежедневные службы, все праздничные и архиерейские.

К Собору примыкает паперть, в которой устроена лестница к нижней территории монастыря, где находится вход в храм Всех Святых. Храм Всех Святых напоминает древние пещерные храмы. Освещается он только лампадами и свечами. Электричество на богослужении не используется. Темный одноярусный басменный иконостас со строгими ликами Спасителя, Божией Матери, святителя Николая и преподобного. Антония Великого, стены и своды храма с изображением многих святых, расписанные сестрами монастыря, не отвлекают, но помогают сосредоточиться в словах молитвы. Строгие ряды стасидий вдоль стен, паникадило с хоросом, распятие в нише стены храма и сами фрески ― все это настраивает на особое покаянное, сокрушенное состояние души и будто помимо воли заставляет молчать, напоминая о смерти и Страшном Суде. В этом храме в основном проходят постовые богослужения, кроме литургии.

Теплый двухэтажный Храм в честь Корсунской Божией Матери раньше был с приделами на хорах во имя Преподобных Антония и Феодосия Печерских. Первый придел освящен в 1814 году, второй ― в 1819 году. Находится храм на средней площадке монастыря, одна его сторона обращена внутрь монастыря, другая смотрит на святой источник в честь святителя Николая. Резной деревянный иконостас был украшен басмой в 2009 году, а пол тоже заменен на мраморный. Так как это храм в честь Матери Божией, именно в нем находится список с чудотворной иконы «Пантанасса», привезенный со святой горы Афон. По субботам служится молебен с акафистом «Всецарице».

Храм Архангела Михаила построен в 2011 году в память о полководце Михаиле Кутузове в честь его небесного покровителя. Был освящен в 2012 году святейшим патриархом Кириллом, при посещении им обители в юбилейный  со дня сражения с французами 2012год. Храм расположен рядом с главными воротами монастыря. В нем совешаются Таинства Венчания, а каждую субботу сестры строем идут туда для служения панихиды по всем усопшим воинам, павшим в 1812 году и для поминовения братии обители.

СВЯТЫНИ

Если какая страна чем хвалится, то Русская земля хвалится именно святостью. «Прекрасная Франция», говорят. Разным странам прилагаются разные названия ― что какой народ явил. Но Русская земля паче называется «Святой Русью». Только к одной другой земле приложено это название — к Святой Земле, в которой просиял Господь наш. Никто из других стран, никто из других народов не принимает этого звания… Святитель Иоанн Шанхайский.

Монастырская ризница и богатейшая библиотека были разграблены и уничтожены в первые годы советской власти, старинных предметов церковной утвари не сохранилось.

В монастыре имеются два креста-мощевика современной работы, со многими частицами святых мощей, резное распятие с частицей Животворящего Древа Креста Господня, Хитона Господня и камень от Гроба Господня.

В обители хранится стопа от мощей преп. Антония Оптинского, который в течении тринадцати лет был настоятелем Свято-Никольского монастыря и, как известно, особенно страдал от болезни ног.

Немало икон пожертвовано в разные годы. Особо почитаются иконы с частицами мощей преп. Киево-Печерских подвижников, преп. старцев Оптинских, преп. Сергия Радонежского, преп. Серафима Саровского, преп. Феодосия Тотемского, св. Иоанна Тобольского, препмц. св. великой княгини Елизаветы Федоровны, Вифлеемских младенцев, Петра и Февронии Муромских. Имеются также частицы мощей афонского старца Иосифа Исихаста и преподобномученикаКосмы Прота, убиенного латинянами.

4 октября 2006 г. прибыла со Святой Горы Афон икона Всецарицы – копия с чудотворной иконы Божией Матери «Пантанасса», что прославилась в монастыре Ватопед бесчисленными исцелениями от рака и других болезней.

Архимандрит Ефрем ― игумен Ватопедской обители, привезший икону в Малоярославец, от лица всей братии и себя лично выразил уверенность, что Пресвятая Богородица будет и через новый образ исцелять всех просящих Ее помощи, как исцеляет Она и в Ватопеде. Он открыл секрет написания списков с чудотворных икон на Святой Горе. По традиции перед образом-оригиналом служится молебен, затем чудотворную икону кропят святой водой и вином, которые собирают в специальный сосуд, чтобы замешанными на этой воде красками новой копии передалась целительная сила.

В Свято-Никольском монастыре сложилась традиция: особо почитаемым иконам, прибывшим в обитель, сестры сорок дней и ночей читают неусыпаемый акафист, сугубо благодаря Бога, Его Пречистую Матерь и святителя Николая за явленную милость и молясь за всех болящих и страждущих.

РУКОВОДСТВО

Духовным пастырем и отцом обители является его Высокопреосвященство митрополит Калужский и Боровский Климент. Митрополит является частым и желанным гостем монастыря. И часто по большим праздникам совершаются архиерейские службы.

Духовником монастыря является схиархимандрит Власий (Перегонцев). Он совершает постриги в обители и  дает  мудрые советы в беседах  сестрам.

Духовная жизнь обители укрепляется молитвами и советами старца архимандрита Ефрема, игумена Ватопедского монастыря на святой горе Афон. Отец Ефрем с братией посещают обитель и в духовных собраниях делятся своим опытом монашеской жизни.

Ежедневная же забота о сестрах, детях и всей обители в целом возложена на Матушку Игумению. Настоятельницей монастыря игумения Николая (Ильина), назначена в 1993 г. сразу после того, как монастырь был переведен в статус женского.

Именно ее непрестанными молитвами и попечением в обители стройная духовная жизнь, дисциплина и порядок между насельницами, благолепие внешнего убранства и всюду благодатная молитва.