Малоярославец - город двух побед

Основная экспозиция

Основная экспозиция музея посвящена Малоярославецкому сражению в Отечественной войне 1812 года. В состав экспозиции входят как классические экспонаты (портреты, предметы быта и церковной утвари, оружие начала XIX в. (оригиналы и копии), книги XVII-XIX вв., копия хоругви Калужского ополчения и т.д.), так и познавательные стенды с видеоинсталляциями и интерактивным содержанием.

Основная экспозиция знакомит с героями Малоярославецкого сражения, ходом битвы, его предысторией и последствиями, формой полков, принявших участие в сражении, а также ролью Церкви в Отечественной войне 1812 года.

Также основная экспозиция отчасти знакомит посетителей с историей Свято-Никольского Черноостровского монастыря в XIX веке, тем самым, знакомство с экспозицией интерактивного музея становится важным дополнением к экскурсии по монастырю.

Основная экспозиция музея размещена в залах: «портретная галерея героев Малоярославецкого сражения», «зал интерактивной экспозиции», «часовня чудотворных икон Спаса Нерукотворного и Калужской Божией Матери», «историческая часовня в стиле начала XIX века», «исторический кинозал».

Создание интерактивного музея «Победоносное сражение под Малоярославцем в Отечественной войне 1812 года» при Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре продиктовано необходимостью вести духовно-просветительскую работу среди паломников и посетителей монастыря, а также участвовать в духовно-нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Являясь интерактивным музеем, музей «Победоносное Малоярославецкое сражение в Отечественной войне 1812 года» — это пространство диалога, причем многостороннего, в которого в качестве участников входят и посетители, и музейные работники, и экспонаты, как знаковые выражения различных культурных или природных систем, это и люди других культур и эпох. Поскольку создатель музея — это монастырь, то цель музейной педагогики неизбежно оказывается миссионерской, так как Церковь всегда ведет к вере. Это накладывает особую печать на миссию монастырского музея, которая отличает его от любого светского музея, и которую может быть реализована только представителями Церкви.

Цель создания музея, сформулированная еще в проекте, который подавался в президентский фонд, заключается в привлечении внимания общественности к Отечественной войне 1812 г. и раскрытия значения войны с патриотических позиций, что реализуется посредством создания в городе воинской славы Малоярославце музея, посвященного победе наших воинов в Малоярославецком сражении в Отечественной войне 1812 г.

Познавательная модель формирования музейной коммуникации в музее «Победоносное сражение под Малоярославцем 1812 года» призвана развивать такие формы общения с посетителями, которые позволят посетителям (в первую очередь паломникам и подрастающему поколению) получить достоверные исторические знания о ходе войны 1812 года, значению в этой войне Малоярославецкого сражения, о ходе сражения, его участниках, стратегии, о его последствиях для Малоярославца, для русской армии, для всей Российской империи и всего мира. Важно отметить, что миссия монастырского музея при этом еще и донести духовный смысл данного исторического события, а также дать возможность прикоснуться к духовному мировоззрению его участников, людей той эпохи. Важно дать посетителю музея понять, что давало им силы, для того, чтобы столь самоотверженно противостоять врагу, понять духовные корни героизма русской армии и русского народа. Если светский музей может считать свою задачу выполненной, если посетитель получил необходимую сумму информации о персоналиях, хронологии, обмундировании и численности армий, то церковный подход требует, чтобы музей позволил посетителям прикоснуться к мировоззрению и психологии верующего солдата, генерала, дворянина, священника, идущего впереди полка с крестом в руке, и исповедующего раненого под пулями, главнокомандующего, проводящего время перед боем в молитве, и понять, что без этой веры, все происходящее невозможно понять с обычных рационалистических позиций.

По сути, познавательная модель музейной коммуникации нового музея предполагает создание интерактивного видеолектория (видеоэкскурсии) по данной исторической теме в качестве ядра музейной экспозиции. Представляется, что в таком виде информацию (видео-аудио) проще донести, нежели чем при классической музейной экскурсии, она более воспроизводима (хотя при необходимости и наличии специального интереса ее можно дополнять), и, что еще более важно, через такую форму проще донести до посетителя-зрителя послание о духовном смысле исторических событий.

Эстетическая модель формирования музейной коммуникации в музее «Победоносное сражение под Малоярославцем» призвана оказать воздействие на эмоциональное и эстетическое восприятие тематики музея. Данная модель диктует и особые требования к качеству и технической реализации видеоэкскурсии, на создание максимально возможного эффекта присутствия, на использование 3Dграфики, особых проекторов и особого экрана, на качество и эмоциональное воздействие видео, на звуковые эффекты. И опять же, поскольку в качестве субъекта музейной коммуникации выступают представители Церкви Христовой, эмоциональное и эстетическое воздействие и видеоэкскурсии как ядра экспозиции, и экскурсии по самому монастырю, и осмотр классической части экспозиции музея должны дать возможность почувствовать духовную красоту и духовную ценность веры русского народа, русской армии, понять, духовный смысл победы в войне, оценить красоту Православной веры и Церкви, не только внешнюю, но и внутреннюю.

В связи с эстетической моделью формирования музейных коммуникаций особое значение приобретают формы и методы реализации нашего проекта. Руководитель и команда проекта приложили значительные усилия, чтобы по своему эстетическому уровню и эмоциональному и духовному воздействию музей стал уникальным. Неделю назад приезжали известные в Европе художники-дизайнеры и архитекторы из Словении Драган Живадинов и Миха Туршич — создатели и руководители Культурного центра Европейских космических технологий. Они согласились принять участие в разработке дизайнерской концепции и технологической реализации проекта. Для создания исторического документального фильма о Малоярославецком сражении был привлечен калужский кинохудожник Михаил Газибаев, проводивший как сьемки во время реконструкций Малоярославецкого сражения, так и монтаж фильма-видеоэкскурсии.

Знаковая модель формирования музейной коммуникации в музее «Победоносное сражение под Малоярославцем» нацелена на создание пространства диалога между посетителями и русскими людьми той эпохи, патриотами, защищавшими свою страну от врага, людьми, которым порой приходилось, может быть, бороться со своими культурными или бытовыми привычками, чтобы оставаться верными своей родине, Церкви и Богу, так как Наполеон после вторжения в Россию для многих представителей элиты становится символом антицерковным и антихристианским. Особенно данный момент прочувствовали представители народа, для которого враг стал едва ли не библейским антихристом. Создавая такое пространство исторического и духовного диалога музей тем самым восстанавливает связь времен. Этот диалог устанавливается через экспозицию музея, в первую очередь через видеоэкскурсию, поскольку они (экспозиция и видеоэкскурсия) представляют собой некие знаки социально-исторического содержания, связывающие посетителей интерактивного музея с людьми той эпохи.

Диалоговая модель формирования музейной коммуникации в музее «Победоносное сражение под Малоярославцем» дает основание для создания на базе музея площадки для общения посетителей-горожан (преимущественно детей и молодежи), посетителей-паломников, посетителей-специалистов (музейных специалистов, краеведов, историков, педагогов, представителей государственных властей, занимающихся проблемами патриотического воспитания подрастающего поколения). Такая модель деятельности музея должна позволить ему стать центром культурной и общественной жизни не только городского, но и регионального уровня.

Важно понимать, что помимо особых эстетических и технологических средств для работы с детской и молодежной аудитории необходимо применять активные, игровые формы работы, понятные и привлекательные для детей и молодежи. Как недавно, в Праздник Рождества Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе в Новороссийске Святейший патриарх Кирилл в своей речи отметил, что сегодня наша молодежь находится в опасности, находится под ударом, на нее воздействует поток лжи и исторических и социальных фальсификаций, развращающее воздействие потребительской культуры. Наша Церковь не должна оставаться безучастной, так как молодежь — это наше будущее. И Святейший патриарх Кирилл сегодня нас призывает к тому, чтобы мы искали новые подходы и активнее вовлекались в работу в данном направлении, отмечая: «Для того чтобы спасти молодежь, мало служить в храмах всенощные, Литургии и панихиды. Нужно идти к молодежи, нужно идти в школы, нужно развивать систему церковного образования. Нужно сделать так, чтобы эта система была привлекательна и интересна для молодежи. А для этого священники наши должны научиться говорить с молодыми людьми другим языком». Поэтому для нас так важно технологическое оснащение нового музея, поэтому мы привлекаем к работе известных художников-дизайнеров и специалистов, поэтому в музее будет уделяться особое внимание активным, игровым формам музейной педагогики, в частности, квестам, о чем далее вам расскажут наши педагоги в своем докладе.

Для развития экспозиции музея, организации интересных мероприятий, издательской работы также необходима волонтерская и финансовая помощь. Вы можете продолжить традиции благотворительности и волонтерства, благодаря которым создавались коллекции лучших музеев нашей страны и внести вклад в сохранение исторической памяти через поддержку интерактивного музея «Победоносное Малоярославецкое сражение в Отечественной войне 1812 года» при Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре.

Вы хотели бы поддержать интерактивный музей при Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре? Мы будем рады Вашей поддержке.