2 февраля 2023 года, на Великом повечерии с чтением четвертой части Великого канона преподобного Андрея Критского службу в Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре совершил Высокопреосвященнейший Климент, Митрополит Калужский и Боровский.
Бархатный полумрак храма, в котором как бы драгоценными камнями мерцает свет свечей и лампад. Черные облачения, на которых в отблеске свечей чуть поблескивают вышитые узоры – кресты и виноградная лоза – символы Страстей Христовых и спасения. На фоне Поста, когда отдаляется разноцветье и шум мирской суеты, в более значимо и весомо начинают в звучать слова покаянных песнопений. В молчании и самоуглубленности более очевидным становится мрак собственной души и тем более драгоценной в нем ощущается мерцание огонька молитвы.
Радостная встреча Митрополита Климента под колокольный трезвон и песнопение «Возсия весна постная, цвет покаяния». За Великим повечерием с каноном Андрея Критского в Никольском соборе вместе с Владыкой и клириками обители, настоятельницей монастыря Игуменией Николаей с сестрами и воспитанницами пансиона «Отрада», прихожанами и учащимися Православной гимназии молились настоятельница Свято-Успенского Гремячего женского монастыря Игумения Михаила (Осипова) и настоятельницы еще двух подворий Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря с сестрами.
Покаянные образы канона – и ветхозаветные – о Лоте, спасшемся в Сигоре от разрушения Содома и его жене, превратившейся в соляной столп, обратившись взглядом и сердцем к вызвавшему гнев Божий и катастрофу месту греха. О праведном Иове и Мелхисидеке – прообразующих Христа. О Каине и его Ламехе, воспевшем человекоубийственную войну и месть. О самарянке, призванной Христом к покаянию и молитве «в духе и истине» и покаянных слезах Петра. О мире, принесенном Христу женой-грешницей и Силоаме, в котором умылся слепорожденный, — как символе освобождения от духовной слепоты. О благоразумном разбойнике и Марии Египетской – как примерах в покаянии и пути ко спасению.
После завершения Великого повечерия в храме Высокопреосвященнейший Климент, Митрополит Калужский и Боровский сказал слово наставление для собравшихся, в котором обратил внимание на некоторые образы канона, о которых говорилось в песнопениях и чтениях подготовительных недель Великого поста – молитвы мытаря и фарисея, образа любви Бога-Отца в притче о блудном сыне. Митрополит Климент объяснил предназначение Великого поста словами святителя Феофана Затворника о необходимости приблизиться к Богу, задуматься о том, для чего дана земная жизнь и что будет после смерти. Напомнил, что человек – это единство тела, души и духа. Что душа человека, уходящая после смерти к Богу – это еще пока не весь человек. Что весь человек предстанет перед Богом лишь по общем воскресении. Поэтому тело в земной жизни должно стать причастником спасения, причастником того, к чему стремиться человеческий дух. Что дух человека, возносясь к Богу в молитве, освящая душу молитвой, должен освящать и тело, а не тело порабощать своими желаниями и страстями душу и дух. Митрополит Климент напомнил о самой главной опасности на пути благочестия и покаяния – самомнении, и о необходимости смирения и самоукорения.
Продолжением богослужения и проповеди стала постная трапеза в большой трапезной пансиона «Отрада». Поблагодарив после трапезы Митрополита Климента за совместную молитву и благоговейную службу, настоятельница монастыря Игумения Николая преподнесла Владыке икону «Не Рыдай Мене Мати» — работу сестер обители.