28 декабря в Москве на ВТБ-арене спорткомплекса «Динамо» состоялась премьера сказки-балета на льду «Снегурочка», в котором принял участие хореографический ансамбль «Отрада» при Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре.
Русский балет. Классическая русская музыка. Русское фигурное катание. Русские народно-сценические танцы, воплощенные ансамблями «Берёзка» и «Гжель», балетом Игоря Моисеева. Сегодня это важная часть культурного наследия нашей страны. Все это в одном новогоднем ледовом шоу собрал Евгений Плющенко, продюсер Яна Рудковская и режиссер-балетмейстер Сергей Филин. Частью этого шоу – как выражения традиций русских народно-сценических танцев стали участницы хореографического ансамбля «Отрада» – как юные продолжатели традиций ансамбля «Берёзка».
Ледовая сказка-балет отличается своим финалом отличающаяся от классической пьесы – «Весенней сказки» А.Н. Островского, на основе которой построено либретто и оперы Н.А. Римского-Корсакова и балетной сюиты на музыку П.И. Чайковского. Здесь Снегурочка практически как в глубокой христианской сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка» становится человеком. Снежная героиня русской сказки, хоть и не задумывается об обретении души и вечного блаженства, доступного любям, гибнет – испаряясь над костром, через который прыгает молодежь в день Ивана Купалы – фактически как жертва Ярилы – языческого противника Мороза. Она символически оставлет свое место среди «богов»-идолов славянского языческого пантеона. Но затем воскресает – уже как человек. И как человек, способная к чувствам, к любви девушка, может идти под венец с тем, кого смогла полюбить.
Танцевальные номера «Отрады» в этом ледовом шоу – это несколько хореографических композиций, которые исполняются на движущейся по льду сцене и по круговой дорожке со специальным танцевальным покрытием вокруг ледового поля – прямо напротив первых рядов зрителей. Вьюга в заснеженном сказочном лесу – танец «Снежные узоры» в сине-серебряных узорчатых шубах с высокими кокошниками под музыку А. Вивальди. Взмахи широких – как крылья – опушенных лебяжьим пухом рукавов – символ снежной вьюги. Сложные фигуры танца, как будто повторяющие изгибы узоров на костюме – образ морозных узоров на ветвях сказочного заснеженного леса.
В лесу появляются люди, и вот уже в белоснежных кружевных шубках и сверкающих кокошниках с полупрозрачной фатой – заснеженные девы плывут снежным хороводом вокруг леса, изображая метель под музыку П.И. Чайковского. На масленичных гуляниях на ярмарке, где Снегурочка оказывается среди людей и близко знакомится с их жизнью, участницы «Отрады» выступают в русских народных костюмах с плясовой «Ярмарка» на танцевальной дорожке вокруг ледового поля. И в финальной сцене, уже после того, когда Снегурочка погибает, перепрыгивая над костром, уже воскресшая она появляется среди девичьего «Весеннего хоровода», который танцуют именно девочки из «Отрады».
Такое получилось представление – с борьбой добра и зла, гибелью и воскресеньем и счастливым финалом. И еще с очень красивой классической музыкой, балетными сценами, спортивными и акробатическими трюками и невероятными костюмами – добрая сказка, которую можно смотреть всей семьей, стараясь в эти праздничные дни быть вместе – сопереживать и радоваться праздникам, наслаждаясь великим наследием классической русской и мировой культуры – музыкой, балетом, фигурным катанием. Вспоминая о том, отражением каких вечных и непреходящих ценностей все это является – искренней веры в чудо, надеждой на победу добра над злом, и любви – вечной и непреходящей.