Малоярославец - город двух побед

МОНАШЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В РАМКАХ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИХ ЧТЕНИЙ КАЛУЖСКОЙ МИТРОПОЛИИ ПРОШЛА В СВЯТО-НИКОЛЬСКОМ ЧЕРНООСТРОВСКОМ ЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ

Доклад монахини Ангелины

В XXIII Богородице-Рождественских образовательных чтений Калужской Митрополии ― регионального этапа XXX Международных Рождественских образовательных Чтений «Александр Невский – слава, дух и имя России: «Дела их идут вслед за ними» (Откр. 14:13)»» в духовно-просветительском центре «София» при Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре прошла монашеская конференция ««Подвигом добрым подвизаться». Внешние труды (праксис) и внутренний подвиг богопознания (феория) в монашеской жизни».

Председателем конференции выступил Преосвященнейший Иосиф, епископ Тарусский, викарий Калужской епархии, председатель Комиссии по монастырям и монашествующим Калужской епархии. После краткого молебна Владыка Иосиф сказал приветственное слово, пожелав, чтобы конференция принесла практическую пользу слушателям.

Первый доклад представил сам епископ Иосиф по теме «Внешние труды и внутренний подвиг преподобного Пафнутия Боровского и его учеников». Владыка напомнил, что около года назад он в этом же конференц-зале делал доклад о Пафнутии Боровском и касался вопроса о внешнем подвиге в монашеской жизни преподобного Пафнутия Боровского ― о телесных трудах и молитвенных аскетических подвигах, как о них свидетельствуют различные житийные источники и Уставы и переписка святого. Однако, как напомнил Его Преосвященство, ключом к пониманию внутренней молитвенной жизни преподобного Пафнутия является его связь с русской традицией исихазма, перенятой от учеников и собеседников преподобного Сергия Радонежского. Важнейшим же отличием исихазма преподобного Сергия и его учеников, а затем и Пафнутия Боровского и его последователей от афонского исихазма является то, что вокруг них вырастали многолюдные монастыри и им зачастую приходилось заниматься административной и хозяйственной деятельностью, совершая при этом подвиг непрестанной молитвы. Самый известный ученик преподобного Пафнутия Боровскогопреподобный Иосиф Волоцкий ошибочно считается сторонником лишь внешнего делания, однако о его внутреннем делании свидетельствует как его Устав, требовавший безмолвного пребывания братии в кельях после повечерия, так и жития его учеников и сподвижников ― преподобного Кассиана Босого и других.

Доклад на тему «Жизнь и духовные уроки преподобного Софрония (Сахарова)» представила монахиня Георгия (Полякова), преподаватель-методист курсов базовой богословской подготовки монашествующих при Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре. Показав в биографии святого значение внутренней созерцательной жизни в монашестве, монахиня Георгия перешла к основным положениям богословия Старца Софрония (Сахарова), из которых наиболее важными, является учение о Христовом смирении, выраженное в метафоре перевернутой пирамиды и учение о богооставленности, причиной которой является наша гордость, как важном этапе в духовном становлении подвижника, пройдя через который он уже в полноте и праведности получает благодать, которая на новоначальном этапе является даром.

Третий доклад ― «Святитель Феофан Затворник Вышенский о делании и созерцании в монашеской жизни» ― был представлен настоятельницей подворья Казанского девичьего монастыря (г. Калуга) монахиней Ангелиной (Петровой). Напомнив, что по словам Святителя Феофана, телесные подвиги последователя Христа, по словам епископа Феофана, «это только проходная комната, где и калоши, и пальто терпимы, но в гостиную надо уже все прочь – и входить в чинном наряде», монахиня Ангелина более подробно остановилась на важнейших моментах, которые выделяются в трудах этого духовного писателя и Учителя Церкви: молитве, духовном трезвении, духовной ревности, борьбой со страстями и стоянии перед Богом в самоотвержении.

Доклад об истоках Оптинского старчества в трудах преподобного Паисия Величковского представила настоятельница Свято-Успенского Лихвинского женского монастыря игумения Михаила (Осипова). Напомнив, что Богородице-Рождественские образовательные чтения в этом году посвящены святому благоверному князю Александру Невскому, игумения Михаила указала, что и преподобного Паисия можно по праву назвать «Солнцем русского монашества, воссиявшем в самое для монашества унылое зимнее время конца XVIII века. Духовное наследие преподобного ―монашеская община в 1100 человек 23-х национальностей, в основном славян, свыше 100 монашеских общин, считавшие его учеником и единомышленником в XVIII-XIX веках. Как напомнила игумения Михаила, многие из последователей Паисия донесли свет этого духоносного подвижника до таких известных нам русских оплотов монашества, как Троице-Сергиева Лавра, Валаамский, Коневецкий, Кирилло-Новоезерский, Тихвинский, Голутвинский монастыри, Оптина, Давидова, Китаевская, Глинская и Саровская пустыни. Духовными нитями связано Паисиево братство и со многими монастырями современной Украины, Греции, а также западноевропейских стран.

Отчасти подобие этому можно найти в современности лишь в духовном наследии преподобного Старца Иосифа Исихаста и Пещерника, которому был посвящен следующий доклад игумении Николаи (Ильиной), настоятельницы Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря, который зачитала благочинная этой обители ― монахиня Серафима (Тубольцева). Доклад, в котором кратко напоминалась история знакомства Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря с духовным наследием и духовной семьей ― наследниками Старца Иосифа, стал предисловием к документальному фильму «Старец Иосиф Исихаст», вышедшему в этом году стараниями института Максима Грека и Священного монастыря Ватопед, и получивший уже ряд наград на фестивале греческого кино в Лондоне. Русская версия фильма, предоставленная монастырем Ватопед для показа на конференции, еще не представлялась публично, поэтому показ в какой-то мере можно считать премьерным. Видеозаписи рассказов о Старце Иосифе «благословенного послушника» Старца Ефрема Катунакского, Старца Иосифа Ватопедского, Митрополита Афанасия Лимассольского, Старца Ефрема Ватопедского, перемежающиеся удивительной красоты видами Афона и постановочными монохромными съемками, стилизованными под старое кино, и сопровождающиеся закадровым рассказом об эпизодах из жития Старца Иосифа, его поучениях, а также его стихами ― таково содержание фильма, по общей оценке на вдохновляюще подействовавшего слушателей конференции.

Завершал конференцию доклад настоятельницы Казанского девичьего монастыря (г. Калуга) игумении Анастасии (Мордмиллович) «Современные воины Христовы: Воспоминания об архидиаконе Илиодоре (Гайриянце)». Рассказав об истории знакомства с отцом Илиодором, о его помощи восстанавливающемуся монастырю, Матушка Анастасия пересказала несколько поучительных историй из его жизни, а также из его рассказов, свидетельствующие о нем и как истинном подвижнике благочестия, преуспевшего и во внешнем делании, и во внутренней молитвенной жизни и стяжании истинных христианских добродетелей ―любви к Богу и ближнему, милосердии, неосуждении, несении Слова Божия людям как в своих поучениях и советах, так и в примере своей жизни. Завершал доклад короткометражный документальный фильм об отце Илиодоре, подготовленный Свято-Никольским Черноостровским женским монастырем, собравшем и его духовные наставления, и истории из жизни, и архивные фото конца 1980-начала 1990-х годов времен восстановления Оптины.

Конференция завершилась заключительным словом Преосвященнейшего Иосифа, епископа Тарусского, поблагодарившего организаторов конференции, в первую очередь настоятельницу Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря игумению Николаю и пожелавшего вдохновение, полученное от прослушанных докладов и просмотренных фильмов воплотить в своей монашеской жизни. Благодаря Владыку Иосифа за доклад и ведение конференции от имени Свято-Никольского Черноостровского монастыря, и от его настоятельницы игумении Николаи благочинная обители монахиня Серафима преподнесла ему вышитое сестрами и воспитанницами пансиона «Отрада» панно, изображавшее пеликана, вскармливающего своих птенцов, символизирующее Христа.

Епископ Иосиф в интерактивном музее

Перед началом конференции Преосвященнейший Иосиф, епископ Тарусский посетил интерактивный музей «Малоярославец — город двух великих побед», созданный монастырем при финансовой поддержке Фонда Президентских грантов.

В этот же день как киносекция Богородице-Рождественских чтений и конференции в Центре Российского кино прошла встреча с генеральным продюсером фильма «Подольские курсанты» Игорем Угольниковым и его съемочной группой, а также специальный показ фильма, в которых приняли участие Администрации Малоярославецкого района и города Малоярославца, сестры Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря, воспитанницы детского православного пансиона «Отрада», учителя Православной гимназии при монастыре, студенты Центра православных медиа РГСУ при монастыре, участники военно-патриотического клуба в честь Святителя Николая.

Накануне встречи и спецпоказа участники съемочной группы вместе с военно-патриотическим клубом при Свято-Никольском Черноостровском монастыре возложили цветы к Вечному огню у Кургана Славы и монумента «Родина-Мать» на площади Маршала Жукова в Малоярославце. Сама встреча открылась выступлением хора «Отрада» с песней «Белый снег войны». А после встречи, предварявшей кинопоказ,, пока зрители смотрели картину, участники съемочной группы стали гостями Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря. Для них была организована экскурсия по монастырю и интерактивному музею «Малоярославец ― город двух Великих Побед», трапеза в историческом кафе «Трапезная» духовно-просветительского центра «София», а также встреча генарального продюсера фильма Игоря Угольникова и внучки капитана Алешкина Ирины Бабаковой с настоятельницей Черноостровской обители ― игуменией Николаей.